Что нового?

Шестишаговый рефрейминг

MARKUS

Администратор
Команда форума
1.png

Шестишаговый рефрейминг – одна из самых известных техник НЛП. Если соотносить ее со структурой логических уровней, то она работает на уровне способностей и возможностей, то есть помогает человеку справиться с теми его проблемами, чье ядро расположено именно на этом логическом уровне. Более того, данная техника направлена на подтверждение правильности намерения поведения. Иначе говоря, она опирается на глубинную причину, стоящую за этим поведением, и объясняет, оправдывает его. В самой технике, да и в беседе, очень важно разделить поведение человека, которое, по-видимому, является деструктивным, не подходящим ему, и намерение, которое стоит за этим поведением, поддерживает его, выполняя, как правило, полезную, защитную функцию или какую-либо иную.



Терапевт, прежде чем приступить к работе с пациентом в этой технике, должен ввести понятие части личности. Оно активно используется в ней и должно быть уже знакомо пациенту до того, как он начнет работу со своей проблемой. Таким образом, мы создаем внутреннюю диссоциацию частей личности для пациента, некую иную внутреннюю реальность, стимулирующую его к трансу. И хотя здесь мы обычно не используем формальное наведение трансового состояния, тем не менее если оно возникает, то, как правило, является удобным для нас, и наша задача – его поддерживать.



К приемам поддержки такого состояния следует отнести использование преимущественно тех слов, что вы слышите в речи пациента, умение говорить вдумчиво, с паузами, не отвлекая пациента от погружения в себя. Сама по себе идея обращения пациента вглубь собственной личности уже способствует его трансу.



Обычно понятие частей личности вводится следующим образом. Мы говорим о том, что у человека имеются части тела – руки, ноги, внутренние органы, выполняющие определенные функции. Иначе говоря, за каждой частью тела закреплены одна или несколько функций, которые объединяются с функциями других частей тела и позволяют человеку функционировать в полном объеме – бегать, прыгать, держать и делать многое другое, что входит в привычный набор поведения.

Объясняя это, мы внимательно наблюдаем за человеком, ожидая еле заметного кивка головы или иного знака, когда он соглашается с нашими доводами. Как только мы получаем данное согласие, то говорим, что у его личности также есть определенные части, отвечающие за разное психологическое функционирование. Одна часть отвечает за его функционирование в семье, дома, другая – за его поведение на работе, третья – в кабинете у психотерапевта, и опять мы смотрим за тем, чтобы он принял эту метафору. В тот момент, когда метафора частей личности принята, можно начинать работу, которая обычно состоит из шести шагов. Именно благодаря этой структуре техника была названа шестишаговым рефреймингом.



Если говорить о том, что такое часть личности, то для нас это структура действительно личностная, за которой стоит некое убеждение или ценность. Данное убеждение проявляется в способностях и возможностях, а те, соответственно, проявляются в поведении – таким образом, это кусок пирамиды логических уровней.



Для шестишагового рефрейминга подойдет практически любой запрос, любое поведение, не понятное человеку (как правило, деструктивное), любой симптом, (можно брать психосоматические проблемы), повторяющиеся жизненные ситуации (частые физические травмы, постоянные неудачи в личной жизни и т.д.).



Техника имеет такое название потому, что с ее помощью мы меняем рамку восприятия так же, как и в обычном рефрейминге; меняем точку зрения на поведение и изменяем само поведение, поскольку иначе посмотрели на его причину.



Описание техники



Первый шаг

Определите стратегию, поведение, симптом, которые пациент хочет изменить.



Второй шаг

Попросите пациента установить контакт с частью личности, которая отвечает за это поведение. Предложите обратиться вглубь себя и поискать часть, отвечающую за данное поведение: спросить ее, где она находится; готова ли общаться с ним по поводу данного поведения. Ответы могут приходить в любой репрезентативной системе – как образ, внутренний голос или ощущение. Поблагодарите эту часть личности за сотрудничество.



Третий шаг

Отделите поведение от положительного намерения части. Предложите пациенту спросить у части, что хорошего она хочет для него сделать при помощи такого поведения, в чем ее положительное намерение. Поблагодарите часть за подобное желание. Спросите часть, готова ли она, сохраняя положительное намерение, изменить свое поведение. Объясните ей, что прежнее поведение представляет проблему. Поблагодарите часть за согласие.



Четвертый шаг

Предложите пациенту поискать свою творческую часть (часть, отвечающую за новизну), попросите ее создать несколько иных вариантов поведения, которые были бы подходящими для удовлетворения намерения первой части (ответственной за проблемное поведение). Следите, чтобы варианты появлялись безоценочно. Задача пациента состоит только в том, чтобы принимать их, не подвергая критике. Предпочтительно появление нескольких вариантов. Поблагодарите творческую часть за ее помощь.

Пятый шаг

Попросите пациента представить варианты, предложенные творческой частью, на рассмотрение первой части. Пусть предложит ей выбрать подходящие варианты поведения взамен прежнего и принять их как действие в соответствующих ситуациях. Поблагодарите часть.



Шестой шаг

Предложите пациенту попросить первую часть не проявлять себя в данный момент и задать ей вопрос, есть ли другие части личности, которые возражают против одного или нескольких видов нового поведения. Если возражения имеются, поинтересуйтесь, против какого поведения эти возражения, насколько они принципиальны (категорические возражения или рекомендации по улучшению). Можно провести переговоры между частью возражающей и первой частью. Если возражений нет, предложите первой части показать пациенту, как он будет себя вести в будущем (особенно в ближайшие 3–5 недель). Проведите экологическую проверку и присоединение к будущему.

Основной смысл техники состоит в диссоциации человека от беспокоящего его поведения. Если вспомнить базовую предпосылку НЛП – «За каждым поведением стоит положительное намерение», – то суть техники заключается в том, чтобы, сохранив положительное намерение, изменить само поведение.



Именно для этого используются метафоры части личности. При этом удобным является то, что за поведение отвечает именно часть личности, а не вся личность пациента. Это позволяет наладить диалог между ними, в ходе которого обычно пациент погружается в неглубокое состояние транса. Состояние транса также является нашей целью, поскольку именно в нем человек получает неожиданные ответы благодаря частичному снятию контроля сознания. Состоянию транса способствует углубление человека в себя, выявление различных частей личности – сначала проблемной, затем творческой, затем – других частей, что хорошо помогает исполнять технику. Поэтому транс желательно стимулировать. Для этого используются простые способы, которые включают в себя: привычку не искать взгляда пациента, то есть отводить свой взгляд от него; умение говорить четким, но достаточно размеренным голосом, используя слова и выражения пациента; создание пауз в своей речи; по возможности, отсутствие жестов. Особенно важное значение имеет идея шестишагового рефрейминга сохранить положительное намерение (то есть убеждение человека) и, опираясь на него, трансформировать поведение. Таким образом, мы фиксируем сохранение уровня убеждений и ценностей и отсекаем от него изменяемый нами уровень способностей и возможностей.
 
Сверху